Сама такая! Или как правильно критиковать

Правильная критика помогает рассмотреть свои слабые стороны, стимулирует к совершенству и саморазвитию. По идее ее нужно принимать с благодарностью и даже радоваться этому, но на деле получается совсем наоборот.

Для того, чтобы критика сказанная вами стала двигателем прогресса, прежде чем высказаться следует все тщательно обдумать. Праведный гнев ни к чему, он может привести как минимум к встречным обвинениям, а в противном случае - к слезам.

А может стоит высказаться?

Главное правило во все времена - прежде чем сказать нужно подумать, а если речь о критике, то подумать трижды. А может иногда нужно и промолчать?

Например когда:
  • вы не знакомы досконально с темой обсуждения
  • по сути проблема вас не касается
  • оппонент уже понял ошибку

Правило сандвича

Для того, чтоб критика была воспринята верно, оппонент должен находиться в спокойном состоянии, в обратном случае будет принята оборонительная стойка, и диалог к хорошему не приведет.
По мнению психологов, разговор должен начинаться с похвалы.
Но, похвала должна быть правильная и по теме, например, нет смысла хвалить прическу Алены Александровны если вы собираетесь разнести в пух и прах ее отчетную ведомость. Лучше начать так: "Алена Александровна, ваши ведомости всегда были абсолютно точны, но в этот раз что-то пошло не так. . . " И подытожить тоже нужно в благодушном ключе: "Я абсолютно уверенна, что благодаря вашему опыту вы сможете все быстро сделать как надо".

Чтобы не было обиды

Нужно помнить, что многими людьми критика воспринимается как оскорбление в свою сторону, именно поэтому, никогда не нужно акцентировать внимание на человеке, а лишь на его поступке. Вместо: "У вас не получается распределить свое время правильно", лучше спросите "И что же помешало прийти на встречу вовремя? "

Отличный маневр по совету психологов - припомнить свои оплошности "Однажды я отослала старый прайс заказчику, начальник потом 3 дня был зол на меня и грозился что не пустит в офис и на пушечный выстрел, но в итоге просто лишил премии". Такой путь поставит акцент на том, что ошибки бывают у всех.
Важно! Всю критику нужно высказывать тет-а-тет, без посторонних.
Высказывания при посторонних могут быть восприняты как унижения, и это вызовет у оппонента агрессию.

Кто помянет старое

Начиная критиковать, нельзя вспоминать старые оплошности, типа: " А помните вы не сделали важный звонок клиенту 2 недели назад". И в любом случае, нужно дать высказаться оппоненту и выслушать его точку зрения, право голоса есть у всех.

Предложение встречного типа

Оппонент не должен в сердцах сказать "Как могу, так и делаю, а вы только критиковать умеете". Вот поэтому, нужно высказать не только свою точку зрение, но и предложить свой вариант решения проблемы.
По сути в любой критике есть 2 пункта: как исправить оплошность, и как в дальнейшем избежать ее повторения.

Индивидуальность прежде всего

Никаких общих упреков в плане: "От вашей работы нет никакого толку", всегда нужно детализировать и конкретизировать свою точку зрения, ну и плюс ко всему, нужно учитывать личные качества оппонента. Грузчик на складе вообще не услышит вас пока не повысить голос и разбавить реплику "острыми словечками", а нежная и хрупкая бухгалтерша покрывается красными пятнами и заикается уже от строгого тона голоса.

Одному нужен намек, другому упрек, а третьему письменный выговор.
Расскажите друзьям:
GirlDay.Ru - Женский журнал

Об авторе

Елена П

Всем привет! Круг моих интересов велик, и я надеюсь что предложенная мной информация будет полезна и интересна для читателя. Я всегда открыта для дискуссий, в том числе и для критики, с радостью отвечу на Ваши вопросы))

Оставьте комментарий

⇡ наверх