Диагностика готовности ребенка к школе

Если в садик ребенок может и не ходить, а оставаться дома с бабушкой или мамой, то школу он посещать обязан. С приближением 1 сентября волнение нарастает, появляется сотни вопросов. Сможет ли мой ребенок привыкнуть к новому коллективу? Готов ли он к поступлению в школу? Справится ли он со школьной программой? Не переживайте и не волнуйтесь, тысячи родителей проходили через это, и у большинства все было хорошо. Если ваш ребенок готов к школе, адаптация пройдет легко. Если нет, вам придется постараться, наверстать упущенное.

Готов или нет?

Желательно уже заранее начать готовить ребенка к школе, как минимум, за полгода или год. Если вы ходите в хороший детский сад, с этой задачей справятся воспитатели. С теми детьми, которые по каким-то причинам сидят дома, могут заниматься родители, бабушки, репетиторы. Примерно с сентября-октября в школах набирают дошкольников и проводят с ними занятия. Такое обучение платное, но у него есть много преимуществ: дети заранее знакомятся с учителями, с будущими одноклассниками, привыкают к школе. Там же проводятся тестирования, показывающие уровень подготовки ребенка. Но при желании вы и сами можете определить, готов ребенок к школе или нет.
  1. Интеллектуальная подготовка. Это память, мышление и внимание. Есть множество тестов, определяющих интеллектуальную подготовку будущего первоклассника. Но если брать программу минимум, то он должен называть свои ФИО, день рождения и адрес. Также малыш не должен путаться в понятиях « правый -левый», «больше-меньше» и т. д. Не менее важно умение поддерживать внимание. Маленьким детям тяжело сосредоточиться на чем-то, но со временем они учатся концентрироваться. Над этим тоже нужно работать. Не менее важна речь. С ребенком нужно постоянно разговаривать, учить его составлять предложения, выражать свои мысли и чувства. Ему будет легче в школе, если он заранее научится читать и решать простейшие арифметические примеры. Особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики.
  2. Психологическая подготовка. Если в детском саду ребенок постоянно играл, то к 7 годам возрастает его познавательная активность. Главный критерий его подготовленности к школе - это желание учиться, получать новые знания. Об этом нужно помнить родителям. Важно пробудить тягу ребенка к знаниям. Дошкольник должен уже в какой-то степени контролировать свои действия, быть самостоятельным: одеваться, раздеваться, завязывать шнурки. Не менее важно и умение контактировать с другими взрослыми, т. к. ему теперь придется самостоятельно общаться с учителями и другими сотрудниками школы. Не все дети взрослеют одинаково, и это нормально. Если он вместо того, чтобы выполнять задания, все время отвлекается, достает на уроке игрушки и играет, он психологически не готов идти в школу. Это не отклонение от нормы, просто особенность вашего малыша.
  3. Социальная подготовка. В 7 лет ребенок уже должен уметь контактировать с другими детьми, знать правила этикета, быть вежливым, находить взаимопонимание со сверстниками. Если вы хорошо воспитали ребенка, он будет ждать своей очереди, помогать слабым. Важно, чтобы он умел отвечать на вопросы взрослых, выполнять их просьбы.

Тесты

Есть множество тестов, которые помогают определить, готов ваш малыш к школе или нет. Три теста приведем в этой статье. Но, какие бы у вас не получились результаты, помните, что это средний показатель. Если результат оказался не таким, как вы хотели, расстраиваться не нужно, наоборот, стоит задуматься и решать, что делать дальше. Может, с ребенком нужно больше заниматься, рисовать, развивать мелкую моторику. У вас еще есть время все наверстать.

Рисунок

Психологи говорят о том, что есть взаимосвязь между общим уровнем развития ребенка и тем, что он рисует. Так, в 3, 5 года у него получаются примитивные изображения, а уже к 7 годам он может нарисовать практически все части тела человека. Возьмите лист бумаги, карандаши или фломастеры и попросите малыша нарисовать мужчину. Не подсказывайте ему, ничего не объясняйте, скажите, чтобы рисовал так, как считает нужным. Изучите рисунок и поставьте соответствующий балл:
  1. У фигуры мужчины все части тела на месте и пропорциональны. Есть волосы или же шляпа. Одежду он нарисовал не пот частям. Ноги и руки не просто крепятся к телу, а являются его составляющей. Всю фигуру легко обвести 1 контуром. Если у вас именно такая картинка, поставьте 1 б. .
  2. Нарисовано, как рассказано выше, но способ рисования не «синтетический», т. е. не контурный. Это изображение не получится обвести 1 контуром. Могут отсутствовать шея и волосы. Рисунок похож на предыдущий, но ребенок рисует все части тела отдельно: сначала изображает, например, тело, потом крепит к нему конечности. Оценка - 2 б.
  3. У фигуры есть только голова и тело, объемные (более 1 линии) конечности. Нет шеи, ушек, волос, пальцев, ступеней и одежды. 3 б.
  4. Ребенок изобразил голову и тело, конечности - палочками. 4 б.
  5. Обычная "каяка-маляка". 5 б.

Написание слов

Красиво напишите прописью «Он ел суп». Попросите ребенка скопировать это предложение. Если он умеет писать письменные буквы, выберите емкую фразу на английском. Когда он закончит, оцените результаты:
  1. Ребенок хорошо и разборчиво скопировал буквы, их размер тоже пропорционален. Видно, что первая буква больше остальных, выглядит, как заглавная. Правильный наклон у букв, отклонение от горизонтальной линии - не более 30 градусов. 1 б.
  2. Малыш скопировал все правильно, разборчиво. Но не соблюдал горизонтальную линию или же у него был неправильный размер букв. 2 б.
  3. Видно, что ребенок написал 3 отдельных слова. 4 буквы из всех написаны разборчиво. 3 б.
  4. Надпись в одну строку. Из всех 2 буквы похожи на образец. 4 б.
  5. Каракули. 5 б.

Точки

На белом листе бумаги нарисуйте три ряда точек на одинаковом расстоянии друг от друга, по три точки в ряд. Всего у вас должно получиться 9 точек. Десятую поместите в 4 ряду, посередине. Попросите малыша перерисовать все эти точки.
  1. Он все точно скопировал с образца, но может быть небольшое отклонение одной точки. Размер копии такой же, рисунки располагаются параллельно. 1 б.
  2. Ребенок скопировал все точки, но может быть отклонение от схемы, не превышающее 3 точки. 2 б.
  3. Рисунок похож на образец, не слишком большой и не слишком маленький. Количество точек неправильное, но их не меньше 7 и не больше 20. Может быть любой разворот. 3 б.
  4. Контур рисунка не похож на образец, но все же сделан из точек. Точек может быть любое количество, размер рисунка тоже любым, но линий нет. 4 б.
  5. Обычные каракули 5 б.

Как расшифровать результат

Сколько баллов у вас получилось:
  1. От 3 до 6 баллов - самый лучший уровень.
  2. От 7 до 9 баллов - хороший результат, малыш готов учиться.
  3. От 10 до 15 баллов - ваш малыш пока не готов идти в школу, причем 10-11 баллов - это не так плохо, а 12-15 - показатель ниже нормы. Это не значит, что малыш глупый. Это лишь говорит о том, что ему нужны дополнительные занятия. Поговорите с психологами, с педагогами, они подскажут, что нужно делать.
Если нужно оценить подготовленность ребенка к школе, лучше поговорить со специалистами, т. е. учителями начальных классов. Они получили соответствующее образование и точно знают, что должен знать и уметь ребенок. Но, что бы ни показали тесты, переживать не стоит. Миллионы детей каждый год отправляются в школу, привыкают к новому режиму, учатся считать и писать. Помните, что если у других все получилось, вы тоже справитесь. Вы легко сможете преодолеть этот рубеж, даже если иногда будут мучить страхи и сомнения.
Расскажите друзьям:
GirlDay.Ru - Женский журнал

Об авторе

Шакирова Лилия

Мне 40 с хвостиком. Люблю книги, особенно английскую классику, животных. Воспитываю с мужем ребенка, дочь. Уверена, что всё в этом мире в конечном итоге устроено правильно.

Оставьте комментарий

⇡ наверх