Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, да и дети постарше, и даже взрослые не прочь иногда предаться этому полезному и занятному делу. Особенно, если это всем на пользу!
Игрой, способной увлечь всю семью и параллельно тренировать логическое мышление (в том числе и детей) станет самодельный семейный комплект карточек-бусинок с картинками.
Сделать самим эту игру несложно. Вначале нужно собрать много маленьких картинок и рисунков, которые можно собрать в "семейства" и назвать одним словом (например, мячик, кукла, машинка - образуют семейство "игрушки"). Наклеить все на плотную бумагу (кружочки) и сделать карточки.
Суть игры:Собираем на ниточку бусинки так, чтобы нарисованные на них предметы что-либо связывало. Иначе говоря, между ними должна найтись какая-либо смысловая связь. Например, к снежинке подойдет холодильник, эскимо, снеговик, санки. А к рыбке - удочка, море, аквариум.
Каждый играющий, выставляя свою карточку, должен объяснить, как он «присоединил» свою бусинку, по какому признаку. При затруднении малышу нужно помочь, но только если играют ребенок-взрослый (один-на-один).
Если же детей более одного, то несправившийся с задачей должен пропустить ход (так оговаривается в правилах к игре - и никому не обидно).
У этой игры есть вариант, предполагающий составление логических цепочек не только по признакам и свойствам предметов, а по любой связи между ними (названия предметов начинаются на одну букву, одинаковое количество слогов в словах, ударение падает на один слог, оба слова относятся к одному роду и т. п. ). Эта игра развивает логическое мышление, фантазию и речь.
Можно играть, взяв за основу связи между картинками не общее, а противоположности. Например, подушка - мягкая, а кирпич - жесткий. Рядом с кубиком - мячик, с лисой - заяц, с китом - мышка, с ракетой - черепаха и т. д.
Показываем малышу любой предмет-карточку, называя и описывая его (Например: это солнышко, оно круглое. А что круглое ты видишь среди этих предметов? ).
Помогаем ребенку найти похожий объект: апельсин, мяч, арбуз, клубок ниток. Взрослому нужно озаботиться составлением наборов картинок по разным общим признакам и свойствам (общий цвет, материал, из которого состоят).
Игра учит малыша группировке и классификации окружающих предметов.
Второй играющий поступает аналогично, выкладывая свою карточку вслед за первой, но называет сначала предмет, изображенный на первой карточке, а затем - на своей.
Каждый следующий игрок сначала повторяет названия всех предыдущих предметов, а потом добавляет к цепочке свой. Проверить правильность перечисленных игрушек можно, перевернув карточки.
Игрой, способной увлечь всю семью и параллельно тренировать логическое мышление (в том числе и детей) станет самодельный семейный комплект карточек-бусинок с картинками.
Сделать самим эту игру несложно. Вначале нужно собрать много маленьких картинок и рисунков, которые можно собрать в "семейства" и назвать одним словом (например, мячик, кукла, машинка - образуют семейство "игрушки"). Наклеить все на плотную бумагу (кружочки) и сделать карточки.
Игра «Волшебные бусинки»
Количество игроков не лимитировано. Карточек-предметов для каждого игрока - тоже.Суть игры:Собираем на ниточку бусинки так, чтобы нарисованные на них предметы что-либо связывало. Иначе говоря, между ними должна найтись какая-либо смысловая связь. Например, к снежинке подойдет холодильник, эскимо, снеговик, санки. А к рыбке - удочка, море, аквариум.
Каждый играющий, выставляя свою карточку, должен объяснить, как он «присоединил» свою бусинку, по какому признаку. При затруднении малышу нужно помочь, но только если играют ребенок-взрослый (один-на-один).
Если же детей более одного, то несправившийся с задачей должен пропустить ход (так оговаривается в правилах к игре - и никому не обидно).
У этой игры есть вариант, предполагающий составление логических цепочек не только по признакам и свойствам предметов, а по любой связи между ними (названия предметов начинаются на одну букву, одинаковое количество слогов в словах, ударение падает на один слог, оба слова относятся к одному роду и т. п. ). Эта игра развивает логическое мышление, фантазию и речь.
Можно играть, взяв за основу связи между картинками не общее, а противоположности. Например, подушка - мягкая, а кирпич - жесткий. Рядом с кубиком - мячик, с лисой - заяц, с китом - мышка, с ракетой - черепаха и т. д.
«Что на что похоже? »
Игра для малышей от 1, 5 до 2, 5 лет. Она поможет им познакомиться с основными признаками предметов. Для игры взрослый предварительно отбирает от 4 до 8 картинок, которые чем-то схожи.Показываем малышу любой предмет-карточку, называя и описывая его (Например: это солнышко, оно круглое. А что круглое ты видишь среди этих предметов? ).
Помогаем ребенку найти похожий объект: апельсин, мяч, арбуз, клубок ниток. Взрослому нужно озаботиться составлением наборов картинок по разным общим признакам и свойствам (общий цвет, материал, из которого состоят).
«Парные картинки»
Взрослый отбирает 4-8 парных карточек (две с посудой, две с игрушками, две с округлыми предметами, две со съедобными и т. п. ). Показать ребенку из них и попросить отыскать пару.Игра учит малыша группировке и классификации окружающих предметов.
Вариант игры «Вслепую»
Тоже весьма полезен. Суть игры: карточки переворачиваются «изнанкой» кверху (белой стороной) и раздаются игрокам. «Бусины» нанизываются, не глядя на картинки: игрок берет верхнюю карточку в своей стопочке, переворачивает ее, кладет на стол. Затем пытается найти связь своей картинки с предыдущей.«Писательская семья»
Это игра для семьи (даже может быть не одной). Суть: все имеющиеся карточки поровну раздать игрокам. Открывающий игру выкладывает свою карточку на стол и придумывает предложение, в котором упоминается предмет с карточки. Следующий игрок выкладывает любую свою карточку, тоже составляя предложение, но так, чтобы оно образовывало с предыдущим связный рассказ.Игра «Кто поедет отдыхать на море? »
Карточки раздать игрокам, но они не должны видеть их друг у друга. Определяется очередность ходов. Ходящий первым выбирает любую карточку из имеющихся у него и описывает, перечисляет признаки предмета, не называя его. Все остальные участники игры отгадывают, о ком шла речь в описании. Отгадавший называет «таинственного незнакомца», и игрок выкладывает карточку на стол, а право хода переходит к отгадавшему. Победителем считается тот, кто первым отправит все свои карточки на море.Игра «Я люблю свои игрушки. Ну а больше всех. . . »
Карточки делятся между участниками игры (количество определяется возрастом детей). Первый игрок выкладывает на поле одну карточку вниз картинкой и говорит: «Я люблю свои игрушки. Ну а больше всех. . . (называет предмет на картинке)».Второй играющий поступает аналогично, выкладывая свою карточку вслед за первой, но называет сначала предмет, изображенный на первой карточке, а затем - на своей.
Каждый следующий игрок сначала повторяет названия всех предыдущих предметов, а потом добавляет к цепочке свой. Проверить правильность перечисленных игрушек можно, перевернув карточки.