7 причин, почему нужно читать сказки детям

Чтение ребенку сказок - это не только способ провести время с ним, но и один из самых действенных воспитательных методов. Совместная сказкотерапия поможет лучше понимать детей и быстрее справиться со сложной ситуацией.

В сказках добро всегда побеждает зло

Главное отличие сказки от обычного разговора в том, что при ее чтении в воображении ребенка создается особая атмосфера. В сказке может произойти абсолютно все, но при этом обязательно победит добро.

Сказка всегда имеет хороший конец, и это дает ребенку ощущение безопасности. Как бы герою не было трудно, он всегда найдет выход из ситуации. Добро восторжествует, а зло будет свергнуто.

Сказка поможет ребенку справиться со сложной ситуацией, которая сильно тревожит его, лишает уверенности и делает его уязвимым. Например, он может стесняться, бояться чего-то или выражать агрессию в качестве защиты.

Чтобы создать безопасное пространство для выражения эмоций, стоит описать сказочную обстановку. В ней должен жить герой, очень похожий на малыша. Ребенок сможет окунуться в мир фантазий, прочувствовать эмоции героя в моменты побед или понаблюдать за его поведением в ситуации опасности.

Малыш понимает, какие поступки плохие, без нравоучений

Нужно чистить зубы два раза в день, убирать игрушки перед сном, хорошо учиться, нельзя драться и ссориться. Эти простые правила мы повторяем каждый день, иногда и по нескольку раз. Но ребенок все равно нарушает их.

А вот в сказках не встретишь нудных нотаций. В хорошей сказке не будет нравоучения вроде «Вот, смотри, как плохо поступил щенок, ему должно быть очень стыдно, потому что так делать нельзя».

Например, мама объясняет ребенку, что драться нельзя. Потому что тогда с ним не будут дружить, а еще накажет дядя полицейский. После обязательного вопроса о том, будет ли ребенок снова драться, он отвечает, что не будет. Беседа окончена, но ситуация снова возникает.

Другой способ показать ребенку, что драться нельзя - прочитать или придумать самому сказку с правильными акцентами на поступке. Например. «Жил-был маленький и добрый щенок, который кусался, царапался и дрался. И постепенно к щенку перестали подходить другие животные. Они боялись его и перестали с ним играть. Щенок загрустил от одиночества и решил, что с этого дня перестанет драться. И будет учиться договариваться с друзьями».

Нравоучений и нудных объяснений в сказке нет. Но ребенок поймет, по какой причине щенок остался без друзей и их общения.

Важный момент - малыш получает возможность самому оценить ситуацию и понять, к чему приведет плохой поступок.

Ребенок представляет себя в роли главного героя и переживает его чувства

Представляя себя на месте героя, малыш понимает, что такая проблема есть не только у него, и он не один.

Эмоциональное напряжение у ребенка снизится, уйдет ощущение одиночества, когда малыш поймет, что сказочный герой переживает те же чувства и страхи, что и он сам. Когда пройдет успешный путь вместе с действующим лицом сказки, он усвоит новую модель поведения и сможет реализовать ее в похожей жизненной ситуации.

Возможность представить ситуацию из жизни

Сочиняя или выбирая сказочную историю для ребенка, важно учитывать, что события должны перекликаться с его жизнью. Так малыш активнее включится в сюжет. И его поведение с большой долей вероятности изменится.

Репетиция диалога и поведения

После прочтения сказки желательно проиграть ее сюжет вместе с ребенком. Особенно положительные моменты, которые были озвучены, но не отрепетированы. Например, можно разыграть по ролям диалог между игрушками и манеру поведения главного героя.

Различные нюансы, отработанные в таком творческом формате, помогут ребенку стать более уверенным. И когда подобная ситуация произойдет в реальной жизни, у него уже будет реальный практический опыт для ее разрешения.

Выявление причин плохого поведения и настроения

Иногда родители не понимают, почему ребенок ведет себя в какой-то ситуации именно так, а не по-другому. А это еще больше мешает малышу поступать правильно. Благодаря сказке родители смогут разобраться в причинах плохих поступков и отрицательных эмоций.

По ходу прочтения сказки можно задавать вопросы, на которые ребенок ответит, основываясь на своем личном опыте и страхах. Например, зайка боялся темноты, и ему мерещилось, что в темноте происходит что-то страшное. Какой-то малыш вспомнит про необычные тени, другой - про монстров и привидений. Тут же нужно включить полученную информацию в сюжет сказки вместе со способом, как справиться с таким страхом.

Еще один вариант выяснения ситуации - сочинить сказку и описать в ней героя, его жизнь, неприятный случай и довести его до самого острого события. Например, медвежонок вышел играть к друзьям, а они разбежались и не захотели с ним дружить. Он сел и стал размышлять, почему так получилось. И предлагаем малышу самому придумать продолжение сказки.

Так родители смогут понять мотивы и эмоции ребенка. Такой метод подойдет старшим дошкольникам, так как они уже хорошо разговаривают и могут связно и логически мыслить.

Подготовка к новым значимым событиям

Сказка поможет подготовить ребенка к предстоящим изменениям в жизни. Поступление в детский сад или первый класс, рождение сестры или брата, расставание мамы и папы. Это стрессовые и эмоционально напряженные ситуации, к которым ребенка нужно заранее адаптировать. С помощью сказки вполне возможно убрать большинство детских опасений и страхов.

Читая сказку о событии, которое скоро произойдет в жизни ребенка, родитель включает его в проживание этой ситуации. Малыш четко усвоит, что его ожидает, и поймет, что событие обязательно завершится положительным финалом.

Итак, каждый родитель может стать волшебным сказочником для своего ребенка и помочь ему вырасти счастливой и гармоничной личностью.
обсудите эту статью на форуме
Расскажите друзьям:
GirlDay.Ru - Женский журнал

Об авторе

Любовь Быстрова

Молодая мама двух очаровательных дочек. Увлекаюсь рукоделием, много вяжу и читаю. Мой девиз по жизни: Если вам кажется, что надо что-то менять в этой жизни, то вам не кажется.

Поделитесь статьёй с друзьями

⇡ наверх