Управление инициативой у сотрудников

Каждый сотрудник, имеющий хоть немного амбиций, желает рано или поздно получить заветное «повышение» и изменить свой статус в фирме к лучшему. Это связано не только со светлым финансовым будущим, но и с открывающимися перспективами в сфере полномочий, знаний и способностей. Если статус сотрудника в организации не соответствует его потенциальным скрытым возможностям, то спешим обрадовать вас: это и есть главный рычаг управления, который позволит управлять работником.

Здесь играет роль не только карьеризм, но и в некоторой степени банальная борьба за существование: человеку свойственно стараться быть лучшее, сильнее, умнее только ради своей комфортной жизни. Все, что нужно сделать руководителю, - выявить подобное стремление и направить инициативу развиваться в нужное для конкретной фирмы русло. И это, как ни странно, обычно и есть самое сложное.

Зачем собственник бизнесу

Управление инициативой идет от «верхушки» - собственника. У него есть две главные обязанности, которые не подлежат делегированию (в отличие от всего остального). Это выбор цели и ее постановка. Без ясных перспектив и представлений будущего фирмы невозможно эффективно использовать инициативу сотрудников. Иначе говоря, нужно четко представлять, для чего собственнику начинать всю эпопею с инициативой и к какому результату в конечном итоге он стремится.

Главное, что должен определить собственник, - это чего он хочет от компании. Любой сотрудник, начиная от топ-менеджера и заканчивая простым клерком, должен представлять, в чем заключается главная миссия компании. Если этот посыл своевременно достигает цели, проделывая путь от «верха» к «низу», то часть пути уже успешно пройдена: сотрудники наконец могут проявить инициативу в действительно важных аспектах.

Кроме того, осознание миссии всей компании позволяет открыть личную миссию: сотрудник представит, чего он хочет, как он себя планирует реализовать, какие у него интересы и желания. Руководитель должен замечать это и видеть, какой сотрудник расположен к чему-либо более других. Теперь необходимо собрать все «кирпичики» (умения сотрудников) и построить из них крепкий «дом» (эффективную команду). Сделать это будет проще, когда сотрудники почувствуют в себе скрытую ранее мотивацию, пробудившиеся намерения и проявят максимум инициативы в общем развитии компании.

Нужны ли компании инициативные сотрудники и что с ними делать?

Самое опасное, что может случиться с сотрудником, - потеря смысла в своих обязанностях. Усталость и нежелание работать возникают не от загруженности или рутины, а от того, что сотрудники фирмы просто-напросто не видят значения своих действий и не хотят ничего предпринимать. Поэтому инициативные сотрудники - это однозначно хорошо, тем более это показывает то, что ваша фирма обладает четкими поставленными целями, которые удовлетворяют всех.

И все же руководителя могут поджидать некоторые опасности, кроющиеся в проявлении инициативы сотрудниками. Частая рефлексия «ради чего я работаю» может привести к расхождению направлений его и «корабля». Именно это и заставляет руководителей искать работающие и проверенные способы управления инициативой в команде.

Создание условий для проявления инициативности

Итак, мы выяснили, что инициативность - важное качество сотрудников, если речь идет о стремлении фирмы развиваться дальше. В то же время мотивированные сотрудники, которые проявляют инициативу сами по себе, ввиду своей жизненной позиции, встречаются довольно редко. И у руководителя появляется новая задача - создать условия для проявления инициативности.

Прежде всего, нужно подготовить почву: сотрудник должен чувствовать свою безопасность и понимать, что никаких неприятных последствий после проявления инициативы не последует. Наказуемость инициативы, пусть даже заведомо бесполезной для компании, - неправильная стратегия. Вместо этого лучше поощрять действительно полезные действия работника.

Деньги также могут стать первым фактором, который создаст условия для проявления инициативы. Финансовая заинтересованность - отличный двигатель прогресса, однако не стоит налегать на этот рычаг: когда сотрудник мотивирован только деньгами, то есть риск, что он легко расстанется с вашей компанией ради зарплаты повыше в другом месте. Денежная стимуляция должна подкрепляться корпоративной культурой и пониманием ценностей фирмы.

Позвольте сотруднику почувствовать доверие со стороны руководителя. Если сотрудник обладает необходимыми знаниями и полномочиями для выполнения необычной обязанности, то смело делегируйте ее. Осознание своей пользы для всей компании ведет к повышению самооценки сотрудника, а значит, он видит свою значимость и готов трудиться на благо компании еще усерднее.

5 инструментов управления инициативой в компании

Когда ваша фирма наполнилась инициативными и мотивированными сотрудниками, встает вопрос: как эффективно и безошибочно управлять этим огромным количеством возможностей? Все-таки у медали две стороны, и в неумелых руках инициативность сотрудников может оказаться не то что бесполезной, а даже вредной. Так какими же методами пользуются современные руководители для направления инициативы сотрудников в нужное русло? Для успешного управления инициативой рекомендуется 5 эффективных способов:

Настройка коммуникации

Позвольте людям в своей компании доносить до вас свои идеи и предложения. Пусть это будет проходить, например, в форме летучки, где будут отбираться лучшие идеи с оформленной и правильной мотивацией. Остается назначить ответственного за реализацию предложения, выделить ресурсы - и все, идея «заработала». Практика таких круглых столов в будущем приведет к тому, что достойные предложения будут попадать прямо к вам на стол и вы получите доступ к бесконечному количеству интересных предложений.

Горизонтальная ротация

Сначала этот способ приводит в ужас многих руководителей, но со временем все так или иначе признают его эффективность. Просто переориентируйте своих сотрудников! Отправьте бухгалтера в маркетинг, а отдел производства пусть на время станет отделом продаж. Этот метод очень популярен в Японии, стране трудоголиков, где даже государственные чиновники обязаны менять свои позиции ежегодно.

Корпоративная культура

Осознание своей корпоративной культуры имеет немаловажное значение. Необходимо понимать, что только совпадение системы ценности компании с миссией, определенной собственником, - подлинный путь к успеху. Для настройки и введения традиций корпоративной культуры существуют старые как мир, но очень действенные способы: работа клубов по интересам внутри компании, создание корпоративной газеты, поездки на совместные мероприятия.

Внедрение проектного управления

Обычный секретарь, работающий в компании, может оказаться гораздо более ценным сотрудником, если вовремя увидеть скрытые профессиональные возможности. Попробуйте расширить его должностные обязанности - и вы удивитесь тому, как быстро может развиться замотивированный таким образом сотрудник.

Мировые практики: «Шеф идет в народ» и «Свободный стул на Совете директоров»

Не стоит бояться уже известных испробованных мировых практик: если они популярны и о них говорят, то, скорее всего, они действительно работают.

Что делать топам и инициативным сотрудникам?

Компании бывают разные по размеру. В маленьких фирмах ситуация предельно простая: руководитель может выйти из своего кабинета, пройтись по офису и пообщаться со своими сотрудниками, тем самым налаживая контакты и поддерживая инициативность.

С компаниями в 1, 5-2 тысячи человек работать гораздо сложнее: как управиться с таким количеством народа? В таком случае на помощь приходит классический инструментарий, уже перечисленный выше. С опытом его использования придет понимание работы механизмов инструментария, и вы будете в состоянии самостоятельно детализировать и раскрывать предложенные способы управления инициативой применительно к вашей конкретной фирме.

Главное для топ-менеджера - быть внимательным. Организовывая, к примеру, для коллектива совместное мероприятие, курс или тренинг, нужно контролировать налаживание связей: сотрудники должны обмениваться целями и мечтами. Такой прием способствует развитию инициативы внутри команды и, кроме того, создает корпоративный дух в компании.

Инициативные сотрудники - «ресурс», в котором нуждаются не только молодые компании, но и бывалые участники рынка. Нацеленному на успешную карьеру сотруднику стоит развивать в себе качество инициативности, ведь именно оно станет основным конкурентным преимуществом и сулит хорошие перспективы. Работая в большой компании, важно уметь находить баланс между своей инициативностью, общей миссией фирмы и командой. Это гарантирует сотруднику, что он останется заметным и в то же время будет таким же участником команды наравне с другими.

Преимущества инициативы сотрудников очевидны. Каждый, кто отличается подобным качеством, в конечном счете, воплощает в жизнь свои мечты и цели, реализует амбиции. Задача настоящего топ-менеджера - сделать так, чтобы эти цели и амбиции совпали с целями и амбициями всей компании. Сделать это можно, взяв на вооружение описанный в предыдущем блоке инструментарий. Когда ваши сотрудники будут видеть, что их инициатива оказалась полезна компании, то их моральное удовлетворение станет отличной мотивацией для новых подвигов в фирме. Управление инициативой - современный путь к успеху любой компании.
Расскажите друзьям:
GirlDay.Ru - Женский журнал

Об авторе

Елена Рабкина

Самое интересное для самых прекрасных. Пишу о том, что интересно, красиво, полезно мне самой, и, надеюсь, вам тоже :) Постоянно ищу что-то новое и всегда рада поделиться новыми знаниями и вдохновением!

Оставьте комментарий

⇡ наверх