Как научить ребенка читать

Чтение - сложный, но увлекательный процесс. Если ребенок придет в первый класс умея читать, ему будет значительно легче усваивать школьный материал и выполнять домашние задания. В школе, он быстрее адаптируется.

Начинать учить читать ребенка можно с 3 лет. Это зависит от самого ребенка, от его готовности включиться в процесс обучения. Желание родителей и желание ребенка, это хорошо, но важно то, готов ли он психологически. Как определить готовность ребенка?

Все дети индивидуальны и подход к каждому ребенку строго индивидуален.

Признаки готовности:
  • Внятная, развитая речь;
  • Большой словарный запас;
  • Он свободно пересказывает своими словами услышанное;
  • Он ориентируется в пространстве и времени;
  • Его речь без дефектов.
Если выше перечисленное в наличии, можно заняться обучением чтению. Если ребенок не интересуется чтением, а ему скоро в школу, методиками лучше не пользоваться. Обучите буквам, слогам, словам и предложениям, т. к он только запоминает. Для того, что бы научить читать, необходимо развить память ребенка.

Что бы ребенок запомнил новый материал, ему надо рассказать этот материал и повторить с ним не 1 - 2 раза, а десятки - сотни раз. Помните, дети только запоминают. Что бы он запомнил буквы, слоги, его необходимо окружить кубиками с буквами, карточками. Если все это будет у него перед глазами продолжительное время, он быстрее их выучит. А вот теперь можно учить читать. А узнать готов ли он к обучению следующим образом: разложить перед ним карточки с буквами и попросить, что бы он собрал слово. А слово напишите сами, печатными буквами. Если ребенок соберет слово - вперед к обучению.

Несколько советов по обучению чтению.
  • Лучше всего обучать чтению при помощи разнообразных игр.
  • Обучать чтению последовательно и, как можно чаще.
  • После занятия чтением обязательны физические упражнения.
  • Занимайтесь чтением тогда, когда у вашего ребенка есть желание.
  • Не проводите параллели между своим ребенком и чужим.
Методологий существует много и все они разнообразны. Выбирайте на свое усмотрение. Выбирайте такие, которые вызывают у ребенка интерес к обучению.

Букварь

Алфавит - это азбука, азбука - букварь. По букварю дети учатся читать сначала слоги, затем слоги преобразуют в слова, а с помощью слов - предложения и тексты. Первая учебная книга - букварь. По сей день, букварь остается самым эффективным пособием по обучению. Именно из букваря ребенок выносит знания о звуках, о гласных и согласных, о слогах, словах, маленьких текстах.

Методика букваря тем хороша, что ребенок учит буквы, произносит их, соединяет буквы в слоги, слоги в слова последовательно не торопясь. Для обучения по букварю необходимы карточки с буквами, чтобы ребенку удобно было держать их в руках, чтобы из этих карточек можно было составить слоги и слова. В выбранном вами букваре, должны быть красочные иллюстрации, но в небольшом количестве, качественный шрифт. Знакомьте ребенка сначала с открытыми гласными, затем звонкими согласными, затем с шипящими. Еще раз подчеркнем, что к каждому ребенку подход в обучении строго индивидуален. Не торопитесь. Новое занятие начните с повторения пройденного материала. Новые занятия - усвоенные новые слова - увеличенное количество слов.

Развивается память и воображение. Когда запомните все буквы, учите слоги. Выучили слоги, учите слова, затем пробуйте составить предложения и крошечные тексты. Чтобы ребенок захотел читать, его нужно в хорошем смысле слова «заразить» желанием читать так же, как взрослые. Родители должны красочно, с воображением донести до ребенка, как много интересного он узнает из книг. Это сказки, стихи. Как это замечательно, что он сам прочтет книги.

Методика Зайцева. Кубики

Н. А. Зайцев создал свою методику довольно давно, но она одна из популярных и сегодня. Так в чем-же суть?

Он разместил на кубики используемые склады букв. Весь процесс обучения проходит в игровой форме. Все знают, что детки быстрее запоминают в процессе игры. Однако дефектологи, находят в методологии недостаток. Дети «глотают» окончания. Они не смогут разобрать слово по составу, т. к. не знают, как разобрать его на части. Дети как слышат, так и пишут.

Обучение по Монтессори

Суть этого подхода - малыши без каких либо пособий, книг азбуки, буквариков, прописных тетрадей, карандашей, альбомов быстро обучаются чтению. По утверждениям автора такого способа, сначала карапуз должен иметь навыки письма. Намного проще и увлекательнее карапузу буковку нарисовать либо написать.

Она полагает, что самое главное, это прописные буковки. В начале научиться штриховкам и обводкам, что помогает свободе в движении кисти и делает твердыми пальцы. То есть, когда малыш возьмет в руки ручку, он напишет без труда. М. Монтессори считает, что память детей работает лучше, когда они буковки берут на ощупь. Это им доставляет удовольствие. Количество гласных прямо пропорционально количеству согласных. Одни малыши ощупывают буковки, составляют небольшие словечки, и только когда эти занятия станут для них совсем простыми, они начинают писать. Другие, долго рисуют буковки, затем повторяют написанное в словах. Но зато пишут с увлечением. После того, как они научатся писать, только тогда начинают осознанно читать хорошо словами. От словечек к небольшим предложениям. От прописных к печатным.

В чем заключаются правила обучения. Все задания - это презентации. Презентация - это перечисление вещей либо предметов в данной игре. Карапуз должен рассказать, что это за предмет, и что с ним делать. Взрослые показывают как делать правильно, а малыш копирует их действия. Дальше ребенок самостоятельно играет. Главное, что бы ребенок не устал.

Главное в методике Монтессори - порядок. Родители должны из любой игры сделать сказку, сочинить крошечные рассказы о буквах, картинках и с помощью этих букв и картинок сочинить сказку.

Мамы и папы, по методике Монтессори - наблюдатели. Упражнения:

«Рамочки и разные вкладыши» - рука ребенка тренируется. Он обводит, штрихует, учится соблюдать границы, размеры. Развитие мелкой моторики.

«От точечки к точечке» - ребенок учится проводить линии.

«Шероховатые буковки» - обострение тактильного чувства, проведение параллели между звуком и буквой.

«Узнай буковку» - проведение параллели, между тактильным, зрительным и акустическим образами.

«Шероховатые слова» - ребенок образно воспринимает символы языка и сосредотачивает внимание.

«Склад» - проводится анализ слов, проводится параллель между звуком и буквой.

«Доминошки из букв» - ребенок узнает буквы, как звуки в словах.

«Как говорит кися» - увеличение словарного запаса.

«Слова и ассоциации с картинками» - сравнительный анализ различных предметов и слов.

«Время года и месяц» - слова, названия времен года и месяцев.

«Книжечка с красочными картинками» - чтение по интуиции.

«Построй простое предложение» - все о предложении.

«Ищем клад» - это грамотное чтение и осмысление.

Методика Глена Домана

Обучение детей по карточкам с словами. Возраст детей от 0 до 5.

Суть метода.

Взрослый произносит слова на карточке. Карточку показывают ребенку, заменяя одно слово другим. Читают от простых к сложным словам, затем глаголы, читаем словосочетания, затем простые и сложные предложения. Чем хороша методика Г. Домана.

Обучаются самые маленькие дети, обучение - приятная игра. Развивается память, энциклопедические знания.

Минусы методики
  • Ежедневные занятия по нескольку раз
  • Неусидчивость детей
  • Проблемы со школьной программой
  • Память ребенка нагружается знаниями, но он не учится думать и анализировать
  • С 6 - ти летними детьми методика не работает.
Удачи вам в выборе методик!
обсудите эту статью на форуме
Расскажите друзьям:
GirlDay.Ru - Женский журнал

Об авторе

Ромашка

Добрый день любимые читатели! У меня столько мыслей и идей, которыми я хочу с Вами поделиться! Это собственно и входит в мои планы на ближайшее будущее)) Надеюсь мои статьи будут Вам не только полезны, но и интересны!

Поделитесь статьёй с друзьями

⇡ наверх